Программа для учреждений высшего образования по специальности icon

Программа для учреждений высшего образования по специальности

Реклама:



Скачать 221.69 Kb.
НазваниеПрограмма для учреждений высшего образования по специальности
Дата конвертации13.04.2013
Размер221.69 Kb.
ТипПрограмма
источник
1. /13 апреля/БГМУ/Гигиена труда.doc
2. /13 апреля/БГМУ/Судебная медицина.doc
3. /13 апреля/БГПУ/Исполнительский практикум.doc
4. /13 апреля/БГПУ/Схемотехника и радиоконструкторский практикум.doc
5. /13 апреля/БГСХА/Ихтиопатология.doc
6. /13 апреля/БГУ/История государства и права Беларуси.doc
7. /13 апреля/БГУ/История литературы страны изучаемого языка (История сербской литературы).doc
8. /13 апреля/БГУ/История славянских литератур.doc
9. /13 апреля/БГУ/История славянской литературной критики.doc
10. /13 апреля/БГУ/Компьютерное моделирование.pdf
11. /13 апреля/БГУ/Основы литературно-художественной деятельности.doc
12. /13 апреля/БГУ/Правовая информатика.doc
13. /13 апреля/БГУ/Судебная бухгалтерия.doc
14. /13 апреля/БГУ/Теория литературы.doc
15. /13 апреля/БГУИР/Измерительные сигналы и функциональные устройства их обработки.doc
16. /13 апреля/БГУКИ/Оркестровый класс.doc
17. /13 апреля/БГУКИ/Фундаментальная культурология.doc
18. /13 апреля/БГУКИ/Электронные библиотеки.doc
19. /13 апреля/БНТУ/Менеджмент.doc
20. /13 апреля/БНТУ/Теория физических полей.doc
21. /13 апреля/ВА/Актуальные социально-психологические проблемы воинской деятельности.doc
22. /13 апреля/ВА/Боевое маневрирование.doc
23. /13 апреля/ВА/Боевое применение АСУ и организация связи в войсках ПВО.doc
24. /13 апреля/ВА/Боевое применение АСУ, организация связи и радиотехнического обеспечения.doc
25. /13 апреля/ВА/Боевое применение авиации Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны.doc
26. /13 апреля/ВА/Боевое применение авиации и войск ПВО.doc
27. /13 апреля/ВА/Боевое применение авиационного вооружения.doc
28. /13 апреля/ВА/Боевое применение войск противовоздушной обороны.doc
29. /13 апреля/ВА/Боевое применение ракетных войск и артиллерии 1-95 03 02.doc
30. /13 апреля/ВА/Боевое применение ракетных войск и артиллерии 1-95 03 03.doc
31. /13 апреля/ВА/Боевое применение ракетных войск и артиллерии 1-95 03 04.doc
32. /13 апреля/ВА/Боевое применение ракетных войск и артиллерии.doc
33. /13 апреля/ВА/Военная экономика.doc
34. /13 апреля/ВА/Войсковой тыл.doc
35. /13 апреля/ВА/Идеологическая работа 1-95 03 03; 1-95 03 04.doc
36. /13 апреля/ВА/Идеологическая работа в повседневной деятельности.doc
37. /13 апреля/ВА/Идеологическая работа.doc
38. /13 апреля/ВА/Инженерное обеспечение 1-95 03 02.doc
39. /13 апреля/ВА/Инженерное обеспечение 1-95 03 03.doc
40. /13 апреля/ВА/Инженерное обеспечение.doc
41. /13 апреля/ВА/Информационное противоборство.doc
42. /13 апреля/ВА/История военного искусства.doc
43. /13 апреля/ВА/Метеорологическое обеспечение.doc
44. /13 апреля/ВА/Оперативное искусство ВВС и войск ПВО.doc
45. /13 апреля/ВА/Оперативное искусство Сухопутных войск.doc
46. /13 апреля/ВА/Оперативный тыл.doc
47. /13 апреля/ВА/Организация восстановления вооружения и военной техники.doc
48. /13 апреля/ВА/Организация обеспечения войск по службам тыла.doc
49. /13 апреля/ВА/Организация связи 1-95 03 02.doc
50. /13 апреля/ВА/Организация связи.doc
51. /13 апреля/ВА/Организация эксплуатации вооружения и военной техники.doc
52. /13 апреля/ВА/Основы военной политологии и геополитики.doc
53. /13 апреля/ВА/Основы войсковой мобилизации.doc
54. /13 апреля/ВА/Основы идеологии белорусского государства.doc
55. /13 апреля/ВА/Основы кризисной психологии.doc
56. /13 апреля/ВА/Педагогика высшей военной школы.doc
57. /13 апреля/ВА/Политические партии и общественные объединения в идеологических процессах.doc
58. /13 апреля/ВА/Психология управления.doc
59. /13 апреля/ВА/Работа со средствами массовой информации.doc
60. /13 апреля/ВА/Радиационная, химическая и биологическая защита 1-95 03 03; 1-95 03 04.doc
61. /13 апреля/ВА/Радиационная, химическая и биологическая защита.doc
62. /13 апреля/ВА/Радиоэлектронная борьба 1-95 03 03; 1-95 03 04.doc
63. /13 апреля/ВА/Радиоэлектронная борьба.doc
64. /13 апреля/ВА/Разведка и иностранные армии 1-95 03 03; 1-95 03 04.doc
65. /13 апреля/ВА/Разведка и иностранные армии.doc
66. /13 апреля/ВА/Системы вооружения и военной техники войск противовоздушной обороны.doc
67. /13 апреля/ВА/Стрельба и управление огнем частей и соединений ПВО.doc
68. /13 апреля/ВА/Тактика авиации Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны.doc
69. /13 апреля/ВА/Тактика войск войсковой ПВО.doc
70. /13 апреля/ВА/Тактика зенитных ракетных войск.doc
71. /13 апреля/ВА/Тактика общевойсковых соединений и воинских частей.docx
72. /13 апреля/ВА/Тактика радиотехнических войск.doc
73. /13 апреля/ВА/Тактика родов авиации ВВС и войск ПВО.doc
74. /13 апреля/ВА/Теория и практика информационной деятельности.doc
75. /13 апреля/ВА/Теория и практика связей с общественностью.doc
76. /13 апреля/ВА/Территориальная оборона.doc
77. /13 апреля/ВА/Техническое обеспечение в бою и операции.doc
78. /13 апреля/ВА/Техническое обеспечение в повседневной деятельности.doc
79. /13 апреля/ВА/Техническое обеспечение.doc
80. /13 апреля/ВА/Топогеодезическое обеспечение.doc
81. /13 апреля/ВА/Тыловое обеспечение.doc
82. /13 апреля/ВА/Управление авиационными воинскими частями в боевых условиях.doc
83. /13 апреля/ВА/Управление войсками ПВО в боевых условиях.doc
84. /13 апреля/ВА/Управление войсками в боевых условиях 1-95 03 02.doc
85. /13 апреля/ВА/Управление войсками в боевых условиях.doc
86. /13 апреля/ВА/Управление повседневной деятельностью авиационных воинских частей.doc
87. /13 апреля/ВА/Управление повседневной деятельностью войск.doc
88. /13 апреля/ВА/Управление повседневной деятельностью войск.docx
89. /13 апреля/ВА/Устройство, боевые возможности вооружения и военной техники Сухопутных войск.doc
90. /13 апреля/ВА/Философия и методология науки, военной теории и практики.doc
91. /13 апреля/ВА/Философские проблемы военной теории и практики.doc
92. /13 апреля/ВА/Штурманское обеспечение.doc
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для высших учебных заведений по специальности
Міністэрства адукацыі рэспублікі беларусь вучэбна-метадычнае аб’яднанне па гуманітарнай адукацыі зацверджана
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь Вучэбна-метадычнае аб’яднанне па гуманітарнай адукацыі зацвярджаю
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь Вучэбна-метадычнае аб’яднанне па гуманітарнай адукацыі зацвярджаю
Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь Вучэбна-метадычнае аб’яднанне па гуманітарнай адукацыі зацвярджаю
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для высших учебных заведений по специальностям
Программа для высших учебных заведений по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для высших учебных заведений по специальности 1-54 01 04 Метрологическое обеспечение информационных систем и сетей
Зацвярджаю Першы намеснік Міністра адукацыі Рэспублiкi Беларусь А.І. Жук 2012 г. Рэгiстрацыйны № тд /тып. Аркестравы клас
Зацвярджаю першы намеснік Міністра адукацыі Рэспублікі Беларусь А. І. Жук 2012 г. Рэгістрацыйны № тд / тып. Фундаментальная культуралогія тыпавая вучэбная праграма для ўстаноў вышэйшай адукацыі па спецыяльнасці 1-21 04 01 Культуралогія (па напрамках)
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для высших учебных заведений по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальности
Программа для учреждений высшего образования по специальностям
Программа для учреждений высшего образования по специальности


Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение по педагогическому образованию


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь

________________ А.И. Жук


Регистрационный № ТД ______ / тип.


ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ

(фортепиано)


Типовая учебная программа
для учреждений высшего образования по специальности



1-03 01 08 Музыкальное искусство. Специальные музыкальные дисциплины



СОГЛАСОВАНО

Председатель учебно-методического объединения по педагогическому образованию

__________________ П.Д. Кухарчик

_______________


СОГЛАСОВАНО

Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования "Республиканский

институт высшей школы"

_________________ 

________________


Начальник Управления

высшего и среднего специального образования Министерства

образования Республики Беларусь

_________________ 

________________


Эксперт-нормоконтролер

_______________ _______________

________________








Минск 2012

СОСТАВИТЕЛЬ

Новоселова Ю.Б., доцент кафедры фортепиано учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка", кандидат педагогических наук, доцент


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кафедра фортепиано учреждения образования "Белорусская государственная академия музыки";

Когачевская Т.И., заведующий кафедрой фортепиано и вокально-хоровых дисциплин учреждения образования "Могилевский государственный университет имени А. Кулешова", кандидат педагогических наук, доцент


Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой фортепиано факультета эстетического образования учреждения образования "Беларусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"

(протокол № 1 от 29.08.2011 г.);

Научно-методическим советом учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка"


(протокол № 2 от 09.02. 2012 г.);


Научно-методическим советом по эстетическому образованию учебно-методического объединения по педагогическому образованию


(протокол № 2 от 13.02.2012 г.)


Ответственный за выпуск: Новоселова Ю.Б.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дисциплина «Исполнительский практикум» (фортепиано) изучается в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов по специальности 1-03 01 08 "Музыкальное искусство. Специальные музыкальные дисциплины" в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь 1-03 01 08 – 2008. Высшее образование. Первая ступень. Квалификация – Преподаватель.

«Исполнительский практикум» формирует комплекс профессиональных компетенций в области фортепианного исполнительства, который обеспечивает специалистам осуществление музыкально-педагогического, концертно-исполнительского и просветительского видов деятельности, декларируемых Образовательным стандартом Республики Беларусь.

Предметом дисциплины «Исполнительский практикум» является фортепианное исполнительство. Дисциплина направлена на развитие интереса студентов к концертно-просветительской деятельности, совершенствование исполнительской подготовки будущего преподавателя музыки, профессиональное становление его личности.


Цель и задачи дисциплины


Цель дисциплины – формирование готовности будущего преподавателя музыки к образовательной и просветительской деятельности средствами исполнительского искусства.


Задачи дисциплины:


  1. Освоить и накопить репертуар, необходимый для концертно-просветительской деятельности;

  2. Изучить специфику подготовки исполнителя к концертному выступлению;

3. Развить творческий подход к интерпретации музыкального произведения;

4. Обеспечить опыт использования фортепианного репертуара в музыкально-просветительских целях.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • цели и задачи музыкально-просветительской деятельности;

  • профессионально значимый концертный репертуар;

  • основы этики сценического поведения и методы саморегуляции исполнителя;

  • современные формы и методы концертно-лекторской деятельности.



Уметь:



  • осуществлять музыкально-просветительскую работу средствами исполнительского искусства;

  • использовать полученные знания в контексте концертно-лекторской деятельности;

  • расширять исполнительские возможности посредством освоения и накопления нового репертуара.

Иметь навыки:

  • исполнительского освоения произведений различных стилей,
    жанров, форм;

  • владения исполнительским показом;

  • организации рефлексии музыкально-исполнительской деятельности.

Дисциплина "Исполнительский практикум" тесно связана с дисциплинами "Основной инструмент" и "Концертмейстерский класс", предназначенными для всесторонней подготовки педагога-музыканта. "Исполнительский практикум" обеспечивает закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков студентов, приобретенных при изучении этих дисциплин.


Характеристика рекомендуемых форм и методов обучения и воспитания


Основными формами обучения по исполнительскому практикуму являются:

  • индивидуальные практические занятия в фортепианном классе с преподавателем;

  • индивидуальная самостоятельная работа (домашние задания);

  • индивидуально-групповые практические занятия с преподавателем;

  • репетиции к отчетным и публичным выступлениям;

  • исполнительская практика в виде академических концертов, прослушиваний, экзаменов, участия в публичных концертах и концертах-лекциях, конкурсах, фестивалях, сольные выступления.

При изучении дисциплины "Исполнительский практикум" используются традиционные и современные методы обучения. Важнейшие из них – творческие (художественно-исполнительский показ, метод индивидуальных творческих заданий, исполнительское проектирование и др.), проблемно-ситуационные (проблемный показ, диалогический метод, работа над интерпретацией музыкального произведения и др.), методы коррекции и регуляции эмоциональных состояний (метод внутреннего интонирования музыкального произведения, методы самовнушения, психической саморегуляции, сознательного кинестетического ощущения и др.), суггестивные методы (внушающее воздействие информации на подсознательном уровне).


Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов


На первом курсе рекомендуется проверить знания студентов в области методики самостоятельных занятий за инструментом и восполнить существующие пробелы. Следует обратить внимание студентов на необходимость ежедневной систематической самостоятельной работы, умение ее планировать, определять объем оптимального времени, в течение которого сохраняется внимание и сосредоточенность. Важно избегать переутомления, эмоциональной и физической усталости. Вместе с тем, на каждом занятии необходимо стремиться к достижению поставленных целей, преодолению трудностей. Важную роль в самостоятельной работе играет использование различных видов деятельности: чтения с листа, эскизного разучивания музыкальных произведений, транспонирования, импровизации и т.д. Следует рекомендовать студентам и освоение сложного, но продуктивного метода работы без инструмента.

Для текущего контроля и самоконтроля знаний и умений студентов по данной дисциплине рекомендуется использовать следующий диагностический инструментарий:

- контрольный урок;

- академический концерт;

- контрольный срез;

- сольный концерт.


Текущий контроль успеваемости проводится в формах классных или концертных прослушиваний на индивидуальных практических занятиях или концертах с выставлением текущей оценки по десятибалльной шкале.

В качестве формы итогового контроля по дисциплине «Исполнительский практикум» (фортепиано) для специальности 1-03 01 08 «Музыкальное искусство. Специальные музыкальные дисциплины» в типовом учебном плане предусмотрен зачет и экзамен. Количество часов составляет: всего – 327, из них

аудиторных – 174 часа практических занятий.


Тематический план занятий по дисциплине

"Исполнительский практикум"

Название темы

Практические занятия


1

Изучение методики работы над музыкальным произведением.

20

2

Проблема интерпретации нотного текста.

18

3

Изучение специфики исполнительского интонирования.

20

4

Повышение уровня технической подготовки.

22

5

Развитие полифонического мышления.

16

6

Фортепианный концерт: особенности жанра, история развития, исполнительское освоение.

20

7

Психологическая подготовка к концертным выступлениям. Исполнительское накопление концертного репертуара.

21

8

Подготовка к сольному концерту.

19

9

Просветительская направленность в профессиональной деятельности преподавателя музыки.

18

Всего

174



Содержание учебного материала


Тема 1. Изучение методики работы над музыкальным произведением.


Поэтапное освоение произведения. Художественно-исполнительский анализ. Разработка исполнительской интерпретации. Работа над воплощением художественного образа. Совершенствование исполнительских средств выразительности. Эскизное освоение музыкального произведения.


Тема 2. Проблема интерпретации нотного текста.


Объективное и субъективное в искусстве исполнителя. Композитор–исполнитель–слушатель. Разработка интерпретации романтической пьесы. Формы закрепления исполнительской интерпретации.


Тема 3. Изучение специфики исполнительского интонирования.


Комплекс средств исполнительской выразительности и его творческая природа. Вариантная множественность художественного образа в интерпретации музыкального произведения. Метод "внутреннего" интонирования.


Тема 4. Повышение уровня технической подготовки.


Изучение приемов совершенствования техники исполнения (психологический подход к преодолению трудностей, выбор размера повторяемого материала, варьирование приема игры и т.д.). Работа над виртуозным репертуаром, включающим различные виды фортепианной техники: классический, романтический, современный. Работа над инструктивными и концертными этюдами.


Тема 5. Развитие полифонического мышления.


Совершенствование умений и навыков исполнения многоголосной фактуры (владение голосоведением, артикуляцией, архитектоникой и т.д.) на материале 3-х, 4-х и 5-тиголосных фуг. Изучение “Хорошо темперированного клавира” И.С. Баха. Специфика органной полифонии. Изучение циклической полифонии современных композиторов.


Тема 6. Фортепианный концерт: особенности жанра, история развития, исполнительское освоение.


Роль солиста в старинном концерте, взаимодействие с оркестром. Классический концерт, характер его частей. Исполнительские задачи пианиста. Фортепианный концерт в эпоху романтизма. Ведущая роль фортепианной партии. Особенности образного строя. Современный концерт.


Тема 7. Психологическая подготовка к концертным выступлениям. Исполнительское накопление концертного репертуара.


Изучение психологических аспектов сценического поведения исполнителя в процессе публичных выступлений. Воспитание этики сценического поведения. Воспитание исполнительской воли и самоконтроля в условиях сценического выступления. Освоение приемов аутотренинга. Организация и проведение предконцертных репетиций. Проведение рефлексии концертного выступления.


Тема 8. Подготовка к сольному концерту.


Изучение программных требований к содержанию сольного концерта. Индивидуальный подбор концертного репертуара, представляющего различные стили, жанры, формы фортепианной музыки. Текстовой разбор и художественно-исполнительский анализ концертного репертуара. Работа над исполнительским освоением музыкальных произведений концертной программы. Обыгрывание программы в различных сценических условиях.


Тема 9. Просветительская направленность в профессиональной деятельности преподавателя музыки.


Исторические аспекты музыкального просветительства. Музыкальное просветительство как средство эстетического воспитания учащихся, формирования и развития интереса к музыке. Функции музыкально-исполнительской деятельности преподавателя на уроках и во внеклассной работе. Составление аннотации к музыкальному произведению. Концертно-просветительское мероприятие: методы и формы проведения.

Информационно-методическая часть


Критерии оценок выступлений студентов


Зачет, высший балл на экзамене. Выставляется за:

  • осмысленное, образное, технически свободное целостное исполнение, демонстрирующее творческий потенциал студента. Художественно-исполнительские средства выразительности (темп, качество звучания, формообразование, фразировка, динамика, агогика, педализация) соответствуют характеру исполняемого произведения, его стилю и жанру.

На экзамене оценки ("9", "8", "7", "6" и т.д.) дифференцируются в зависимости от количества допущенных недостатков в области воплощения характера музыки, знания нотного текста, техничности исполнения, культуры звукоизвлечения, педализации, качества исполнительских средств выразительности.

Незачет, низший балл на экзамене. Выставляется за:

  • неуверенное исполнение с грубыми многочисленными ошибками в нотном тексте (наличие фальшивых нот, неправильный метроритм, отсутствие фразировки, динамики и т.д.), свидетельствующие о неподготовленности студента к выступлению.

План минимум на учебный год

  • 1 полифоническое произведение.

  • Несколько этюдов на разные виды техники.

  • 2 произведения крупной формы.

  • Несколько пьес различных стилей, в том числе одна - развернутая (рапсодия, баллада, полонез, скерцо и т.п.).

  • Эскизно: несколько произведений из фортепианной программы ДМШ

Содержание дисциплины «Исполнительский практикум» (фортепиано) реализуется на каждом курсе посредством личностно ориентированного подбора и изучения фортепианного репертуара, который, в качестве ориентира, может быть представлен следующими вариантами годовых программ:

ПРОГРАММА 1

  • Шостакович Д. Прелюдия и фуга Ре мажор.

  • Бетховен Л. Соната №7, соч. 10 № 3.

  • Аренский А. Фантазия на т. Рябинина.

  • Шопен Ф. Ноктюрн до диез минор, соч.27.

  • Чайковский П. Пьеса из цикла «Времена года» (по выбору).

  • Лист Ф. Венгерская рапсодия № 8.

  • Скрябин А. Этюд № 5, соч.8.

  • Клементи М. Этюд (по выбору) из "Ступени к Парнасу".

Пьесы детского репертуара (2-3).


ПРОГРАММА 2

  • Бах И.С. Прелюдия и фуга до минор из ХТК. Т.2.

  • Шуберт Ф. Соната ля минор, соч. 164.

  • Моцарт В. Фантазия до минор.

  • Брамс И. Рапсодия соль минор, соч.79.

  • Прокофьев С. Мимолетности (по выбору).

  • Глебов Е. Фантастический танец № 5.

  • Шопен Ф. Этюд № 3, соч. 10.

  • Рахманинов С. Этюд-картина Ми-бемоль мажор, соч. 33.

Пьесы детского репертуара (2-3).


Фортепианный репертуар

по дисциплине «Исполнительский практикум»

Полифонические произведения

1 Бах И.С. Хорошо темперированный клавир. Прелюдии

и фуги. Т. 1-2. Французские сюиты. Английские сюиты. Партиты. Токкаты.

  1. И.С.Бах-Бузони Органные хоральные прелюдии. Чакона.

  2. И.С.Бах-Лист Органные прелюдии и фуги.

  3. И.С.Бах-Брассен Токката и фуга ре минор.

  4. И.С.Бах-Кабалевский Органная прелюдия и фуга до минор.

  5. Букстехуде-Прокофьев Органная прелюдия и фуга ре минор.

  6. Гендель Г. Сюиты.

  7. Глазунов А. Прелюдии и фуги.

  8. Каминский Д. Прелюдии и фуги.

  9. Мендельсон Ф. Прелюдии и фуги.

  10. Рахманинов С. Канон

  11. Римский-Корсаков Н. Фуги. Соч. 15, 17.

  12. Рубинштейн А. Прелюдии и фуги.

  13. Сен-Санс К. Прелюдия и фуга фа минор.

  14. Свиридов Г. Партита.

  15. Шостакович Д. Прелюдии и фуги.

  16. Чайковский П. Прелюдия и фуга соль-диез минор.

  17. Щедрин Р. Прелюдии и фуги.


Произведения крупной формы


  1. Абелиович Л. Сонаты.

  2. Александров А. Сонаты.

  3. Аренский А. Концерт. Фантазия на тему Рябинина.

  4. Баланчивадзе А. Концерт № 3.

  5. Барток Б. Сонаты. Концерт № 3.

  6. Бах И.С. Сонаты. Итальянский концерт. Концерты для

клавира соло. Концерты.

  1. Бетховен Л. Сонаты. Вариации. Рондо. Концерты.

  2. Брамс II. Вариации. Сонаты.

  3. Вагнер Г. Концерты. Вариации на белорусскую тему.

  4. Вебер К. Сонаты. Концертштюк.

  5. Гайдн И. Сонаты. Концерты. Анданте с вариациями фа

минор.

12 Галынин Г. Фортепианный концерт. Сонатная триада.

  1. Гершвин Дж. Концерт. Рапсодия в блюзовых тонах.

  2. Глазунов Л. Концерт. Соната.

  3. Глинка М. Вариации.

  4. Григ Э. Соната. Концерт.

  5. Губайдулина С. Соната.

  6. Кабалевский Д. Соната № 3. Концерт.

  7. Каминский Д. Концертная фантазия на белорусскую тему.

Концерт № 4.

  1. Клементи М. Сонаты.

  2. Лист Ф. Концерт № 1. Венгерская фантазия.

  3. Лядов Л. Вариации.

  4. Мендельсон Ф. Концерты. Блестящее каприччио. Соч.22.

Серьезные вариации. Соч.55.

  1. Метнер Н. Соната-воспоминание. Соната-элегия.

  2. Моцарт В. Сонаты. Вариации. Концерты. Рондо.

Фантазии.

  1. Мясковский II. Сонаты. Простые вариации.

  2. Пейко II. Сонатина-сказка.

  3. Прокофьев С. Сонаты.

  4. Пуленк Ф. Концерт.

  5. Равель М. Сонатина № 1. Вариации.

  6. Рахманинов С. Концерты.

  7. Римский-Корсаков Н. Концерт.

  8. Рубинштейн А. Концерты.

  9. Сен-Санс К. Концерты.

  10. Сибелиус Я. Соната. Соч.67, № 2.

  11. Скарлатти Д. Сонаты.

  12. Скрябин А. Сонаты № 1, 2, 4. Концерт.

  13. Смольский Д. Соната.

  14. Сурус Г. Концертные вариации.

  15. Тактакишвили А. Концерт.

  16. Тырманд Э. Вариации на белорусскую тему.

  17. Франк Р. Соната. Концерт № 1.

  18. Хачатурян А. Концерт. Соната.

  19. Чайковский П. Вариации. Концерты № 2, 3.

  20. Шимановский К. Вариации на польскую тему.

  21. Шнейдерман М. Вариации на белорусскую тему.

  22. Шопен Ф. Концерты № 1,2. Рондо. Фантазия.

  23. Шостакович Д. Концерты № 1,2. Концертино.

  24. Шуберт Ф. Сонаты.

  25. Шуман Р. Сонаты. Вариации на тему ABEGG.

Концертштюк. Концерт.

51 Эшпай А. Концерт памяти Равеля.


Пьесы, концертные этюды


  1. Бетховен Л. Багатели. Соч. 33, 119, 126.

  2. Вебер К. Блестящее рондо. Вечное движение.

Приглашение к танцу.

  1. Мендельсон Ф. Песни без слов. Рондо-каприччио.

  2. Мендельсон-Лист. На крыльях песни.

  3. Шуберт Ф. 8 экспромтов. 6 музыкальных моментов.

  4. Шуберт-Лист Песни.

  5. Шуман Р. Новелетты. Детские сцены. Арабески. Венский

карнавал. Бабочки. Фантастические пьесы. Романс. Лесные сцены. Пестрые листки.

  1. Шуман-Лист. Посвящение. Весенняя ночь.

  2. Шопен Ф. Прелюдии. Мазурки. Полонезы. Ноктюрны.

Вальсы. Экспромты. Баллады. Баркарола. Колыбельная. Этюды.

10 Лист Ф. Венгерские рапсодии. Пьесы из цикла «Годы

странствий». Забытые вальсы. Концертные этюды. Утешения.

  1. Моцарт-Лист. Лакримоза.

  2. Глинка-Лист. Марш Черномора.

  3. Верди-Лист. Риголетто. Трубадур.

  4. Вагнер-Лист. Песня прях. Смерть Изольды. Баллада Сенты.

  5. Григ Э. Лирические пьесы. Соч. 43, 51 и др.

16 Дворжак А. Юмореска. Соч. 111.

  1. Сметана Б. Поэма. Чешские танцы.

  2. Брамс И. Баллады. Вальсы. Интермеццо. Венгерские

танцы. Рапсодии.

19 Дебюсси К. Прелюдии. Арабески. Бергамасская сюита.

Сюита для фортепиано ля минор. Эстампы. Этюд для пяти пальцев.

  1. Гранадос С. Испанские танцы. Сюита «Гойдески».

  2. Мак-Доуэлл Э. Цикл «Идиллии Новой Англии». 4 концертных

этюда. Юмореска.

  1. Мошковский М. Испанский каприс. 15 виртуозных этюдов.

  2. Альбенис Г. 6 испанских танцев. Испанские напевы. Соч.

232.

  1. Барток Б. Allegro barbaro. Багатели.

  2. Скот С. Сюиты "Джунгли", "Египет", "Из старых

времен".

  1. Вила Лобас Э. Пьесы из сюит.

  2. Гершвин Дж. Прелюдии.

  3. Мийо Д. Бразильские танцы

  4. Пуленк Ф. Импровизации.

30 Мессиан О. 10 прелюдий. Фантазия-бурлеска.

31 Онегтер О. Романтическая тетрадь.

32 Сибелиус Я. Грустный вальс. Романтическая тетрадь.

Памяти Шопена. Прелюдия.

  1. Шенберг Г. Пьесы.

  2. Черни К. Этюды Соч. 299, 740.

  3. Клементи М. Этюды "Ступень к Парнасу".


Русская, советская и белорусская фортепианная музыка


1. Глинка М. Ноктюрны. Цикл "Привет отчизне".

Баркарола.

  1. Глинка-Балакирев. Жаворонок.

  2. Рубинштейн А. Мелодии. Романс. Вальс-каприс.

  3. Балакирев М. Думка. Скерцо. Каприччио.

  4. Мусоргский М. Страстный экспромт. Размышление.

  5. Римский-Корсаков Н. Пьесы. Соч. 11, 15.

  6. Бородин А. Маленькая сюита. Полька

  7. Чайковский П. Цикл "Времена года". Размышление. Думка.

Юмореска. Нежные упреки. Романс.

  1. Чайковский-Лист. Полонез из оперы "Евгений Онегин".

  2. Глазунов А. Концертный вальс. Ноктюрн. Экспромт.

Баркарола.
11 Лядов К. Прелюдии. Багатели. Баркарола. Про старину.

Вальсы.

  1. Аренский А. Этюды. "У фонтана". Прелюдии. Эскизы.

  2. Рахманинов С. Мелодия. Полишинель. Прелюдии. Соч. 23,

32. Этюды-картины. Соч. 33, 39. Музыкальные моменты.

14 Скрябин А. Этюд. Соч.2. Прелюдии. Соч. 11, 13, 15, 16, 17,

22, 27, 37. Ноктюрн для левой руки. Этюды. Соч. 8, 42. Экспромты. Соч. 10.

15 Метнер Н. 8 музыкальных картин. Сказки. Канцона-

серенада.

  1. Александров А. Прелюдии. Соч.1, 2, 10, 75.

17 Бабаджанян А. 6 картин для фортепиано. 18 Благой Д. Прелюдии.

19 Баневич С. Альбом фортепианных пьес и ансамблей для детей.

20 Гаврилин В. Ноктюрн. Вальс.

21 Глиэр Р. Эскизы. Прелюдии.

22 Евлахов А. 10 прелюдий. Ленинградский блокнот.

23 Иванов Я. Эскиз. Анданте.

24 Кабалевский Д. Прелюдии. Рондо.

25 Караев К. Прелюдии.

26 Мясковский М. Пожелтевшие страницы. Воспоминания.

27 Прокофьев С. Наваждение. Сарказмы. Мимолетности.

Сказки старой бабушки. Сюиты "Ромео и Джульетта", "Золушка". Этюды. Марш и скерцо из оперы "Любовь к трем апельсинам".

  1. Свиридов Г. Сюита.

29 Тактакишвили А. Поэма. Токката.

30 Шамо И. Картины русских живописцев. Прелюдии.

31 Хачатурян А. Токката. Вокализ.


32 Шнитке А. Прелюдии.

33 Щедрин Р. В подражение Альбенису. Юмореска. Пьесы

из балета "Конек-Горбунок".

34 Шостакович Д. Прелюдии. Танцы кукол. Фантастические

танцы.

35 Якушенко И. Джазовый альбом.

36 Богатырев А. Этюды-картины. Соч.48. Вальс Нины из

музыки к драме М.Лермонтова "Маскарад". Размышление. Скерцо.

37 Абелиович Л. Фрески. Тетрадь 1,2.

38 Вагнер Г. Отрывки из балета "Свет и тени". Скерцо.

39 Глебов Е. Фантастические танцы. Белорусские

сувениры. Танцы из балета "Мечта". Фрагменты из балета "Маленький принц".

40 Золотарев В. Музыкальная табакерка.

41 Зарицкий Э. 6 прелюдий.

42 Каминский Д. Токката. Скерцо. Бульба.

43 Лученок И. Прелюдии.

44 Мдивани А. Три пьесы.

45 Оловников В. Прелюдии.

46 Подковыров П. 24 прелюдии. Поэма.

47 Смольский Д. Скерцо. Сюита.

48 Сурус Г. 6 настроений. 4 прелюдии.

49 Серых В. Пьесы.

50 Горелова Г. Пьесы

51 Бильтюков В. Пьесы.

52 Паливода И. Прелюдии. Соната.

53 Каретников В. Пьесы, цикл "Времена года".

54 Васючков М. Пьесы.

55 Тырманд Э. 5 пьес. Сонатина. Вариации.

Диагностика компетенций студентов


Для текущего контроля и самоконтроля знаний и умений студентов по данной дисциплине рекомендуется использовать следующий диагностический инструментарий:

- контрольный урок;

- академический концерт;

- контрольный срез;

- сольный концерт.


Текущий контроль успеваемости проводится в формах классных или концертных прослушиваний на индивидуальных практических занятиях или концертах с выставлением текущей оценки по десятибалльной шкале.

В качестве формы итогового контроля по дисциплине «Исполнительский практикум» (фортепиано) для специальности 1-03 01 08 «Музыкальное искусство. Специальные музыкальные дисциплины» в типовом учебном плане предусмотрен зачет и экзамен. Количество часов составляет: всего – 327, из них

аудиторных – 174 часа практических занятий.


Основная литература


  1. Вицинский, А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением: секреты фортепианного мастерства /А. Вицинский. – М.: Классика-ХХ1, 2008.

  2. Как исполнять Гайдна: сборник статей / Сост. А.М. Меркулов. – М.: Классика-ХХ1, 2003.

  3. Как исполнять Бетховена: сборник статей / Сост. А.М. Меркулов. – М.: Классика-ХХ1, 2007.

  4. Корыхалова, Н.П. За вторым роялем / Н.П. Корыхалова. – СПб.: Композитор, 2006.

  5. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой / Е. Либерман. – М.: Классика-ХХ1, 2003.

  6. Методология педагогики музыкального образования: Учебник для вузов / Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Академия, 2006.

  7. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г.Г. Нейгауз. – М.: Дека–ВС, 2007.

  8. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С.И. Савшинский. – М.: Классика-ХХ1, 2004.

  9. Хитрук, А.Ф. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство / А.Ф. Хитрук. – М.: Классика-ХХ1, 2007.


Дополнительная литература


        1. Голубовская, Н.И. О музыкальном исполнительстве / Н.И. Голубовская.– Ленинград: Музыка, 1985.

        2. Кременштейн, Н.Л. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано / Н.Л. Кременштейн. – М.: Классика-ХХ1, 2003.

        3. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика: Учебное пособие / В.В. Крюкова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

        4. Митус, И.В. Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству: автореферат дис…. канд. пед. наук / И.В. Митус. – Майкоп, 2004.

        5. От урока до концерта: фортепианно-педагогический альманах / Сост. С. Грохотов. – М.: Классика-ХХ1, 2009.

        6. Полякова, Е.С. Педагогические закономерности становления и развития личностно-профессиональных качеств учителя музыки: Монография / Е.С. Полякова. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2009.

        7. Печерский, Б.А. Страсти по пианизму: Учебно-методическое пособие / Б.А. Печерский. – М.: Муз. просвещение, 2004.

        8. Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции / Гл. ред. М.Л. Космовская. – Курск:: Изд-во. Курск. гос. ун-та, 2011.

        9. Путь к совершенству: Диалоги, статьи и материалы о фортепианной технике / Сост. С.М. Стуколкина. – СПб., 2007.


Добавить документ в свой блог или на сайт


Реклама:

Похожие:

Программа для учреждений высшего образования по специальности iconЭкспериментальная учебная программа интегрированного модуля для учреждений высшего образования
Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

Программа для учреждений высшего образования по специальности iconЭкспериментальная учебная программа интегрированного модуля для учреждений высшего образования
Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

Программа для учреждений высшего образования по специальности iconЭкспериментальная учебная программа интегрированного модуля для учреждений высшего образования
Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

Программа для учреждений высшего образования по специальности iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (пооп впо) по направлению подготовки 111100

Программа для учреждений высшего образования по специальности iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Вательного стандарта (фгос впо) по данному направлению подготовки и рекомен­дуемой вузам для использования при разработке основных...

Программа для учреждений высшего образования по специальности iconРабочая программа по истории России ориентирована на комплект учебников
Рабочая программа по курсу Истории России для 8 класса разработана на основе Примерной программы курса «История России» для общеобразовательных...

Программа для учреждений высшего образования по специальности iconТиповой учебный план по специальности высшего образования второй ступени (магистратуры)

Программа для учреждений высшего образования по специальности icon"Формирование общеевропейского пространства высшего образования" Коммюнике Конференции министров высшего образования
Берлине для того, чтобы подвести промежуточные итоги, а также обозначить приоритеты и конкретные задачи на будущее, с целью скорейшего...

Программа для учреждений высшего образования по специальности iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Нормативные и правовые документы для разработки основной образовательной программы

Программа для учреждений высшего образования по специальности iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Нормативные и правовые документы для разработки основной образовательной программы

Программа для учреждений высшего образования по специальности iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©docsinf.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы